Молитва
Молитва – постоянная спутница православного христианина, с нее начинается день, ею он завершается. В книжных шкафах подавляющего большинства из нас есть молитвословы, мы знаем утреннее и вечернее правила, ну, или по крайней мере то, что их надо читать... Но знаем ли мы, как молиться? Умеем ли это делать? Молитва, молитвенное правило – тема разговора с игуменом Германом (Кулакевичем), пресс-секретарем Ровенской епархии.
Чуть ли не каждый из православных свое время переболел «авторской гордыней»: мне не нужны чужие молитвы, я сам знаю, что сказать Богу ...
– Да, конечно, часто приходится это слышать. Чаще всего так считают те люди, которые далеки от Церкви, мало молятся, не хотят оторваться от домашних хлопот или телевизора и уделить время молитвенному правилу. Так говорят и некоторые сектанты. Но мы знаем из Священного Евангелия, как апостолы просили Господа научить их молиться, и Господь сказал: «Молитесь же так: Отче наш, Иже есть на небесах ...» (Мф 6. 9), поэтому мы всегда читаем эту молитву. Мы используем и молитвы отцов Церкви – тех людей, которые, живя праведно здесь, на земле, достигли святости и сейчас прославлены Господом на небе. Совет для тех, кто думает, что знает сам, что сказать Богу: разверните молитвослов – вы удивитесь, что все уже было сказано и сформулировано до вас.
Нужно читать сразу все молитвенное правило?
– Если есть такая необходимость, его можно разделять на целый день. Количество молитв, которые будут входить в ваше молитвенное правило, лучше обсудить с духовником или священником, которому исповедуетесь. Совет здесь один: надо стараться чтобы молитва была на протяжении всего дня. На вопрос, можно ли молиться своими словами, ответы давались не раз, и все же: нужно дополнять правило своими словами, идущими от сердца? – Не все могут молиться своими словами… Господь наш и угодники Божии оставили нам много молитв, мы читаем их дома и в храме. Но молитва своими словами тоже имеет большую силу, особенно когда человек молится искренне и всем сердцем. Часто механически вычитанные молитвы не стоят одного слова, сказанного из глубины души человеческой. Поэтому можно и нужно.
А Псалтирь? Многим хочется дополнить правило именно псалмами.
– Некоторые уставы церковные приписывают вычитывать несколько кафизм из Псалтири, особенно во время Великого поста, и это мы должны стараться выполнять, потому что устав еще никто не отменял. Но в нынешнее время, когда люди в своей повседневной жизни имеют много хлопот, часто связанных с материальным положением, и заняты заботами о заработке копейки на хлеб насущный, они физически не могут выполнять всего написанного в уставе. Часто, выполняя его через силу или жертвуя чем-то для выполнения правила, «потому что так надо», потом жалуются на Святую Церковь, а то и на Самого Господа. Поэтому такая молитва не приятна Богу – молиться нужно всегда с радостью. Надо стараться не оставлять святой Псалтири, по возможности вычитывать: кто кафизму в день, не получается кафизму – тогда псалом, не получается псалом, то можно хоть несколько стихов из псалма.
А что можно сказать про акафисты?
– Они не являются обязательной молитвой, но если есть возможность, то хорошо и похвально почитать акафисты Иисусу Сладчайшему, Божией Матери или святым.
Протоиерей Александр Шмеман предлагал ежедневно включать в свое правило хотя бы фрагмент из Последования ко Святому Причащению, чтобы таким образом поддерживать себя в постоянном «литургическом напряжении», чтобы каждый день воспринимался как шаг к Чаше. Как Вы относитесь к этому совету?
– Совет не плохой, но он остается только советом. Современные миряне, да и духовенство, зачастую не имеют времени как следует помолиться за вечерним или утренним правилом, потому это нельзя назвать обязательным. Конечно, если кто-то может уделить тому свое внимание и время, это тоже спасительно и похвально. Наконец, об Иисусовой молитве. Какое место она может и должна занимать в нашей жизни? – Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» – это одна из самых коротких, но в то же время и наиболее емких, сильных молитв. Похоже молился и мытарь: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18. 13), а он, как мы помним, вышел более оправданным из храма, чем фарисей. Поэтому молитва Иисусова должна занимать свое место в нашем молитвенном правиле. Для каждого это индивидуально. Святые отцы учат нас молиться ею беспрестанно. Есть такие люди, их, видимо, очень мало, которые, читая молитвы вслух, мысленно «думают», то есть молятся Иисусовой молитвой. Но это требует длительной работы над собой. Домашняя молитва, как правило, коленопреклоненная.
Это обязательно? В храме мы склоняем колени только в особые моменты. И еще: когда следует креститься? Некоторые, молясь, крестятся непрерывно, другие – только при упоминании Бога и Божьей Матери. Имеет ли это вообще существенное значение?
– Домашняя молитва у каждого своя. Хорошо, если человек имеет духовного наставника, который обучает и ведет духовным путем, помогает советами. Молитва дома не всегда должна быть коленопреклоненной, порой она у меня лично бывает и «лежачая»: устанешь за день, едва можешь до кровати добраться, а помолиться хочется… Поэтому молиться дома можно по-разному, главное – не оставлять молитвы. А когда креститься – это не так важно, главное – правильно осенять себя крестным знамением.
Как молиться святым? Обязательно делать это словами специальной молитвы или акафиста конкретному Божию угоднику?
– Святым мы молимся как особыми молитвами, так и своими словами. Читая акафист, обращаемся к угодникам Божиим, просим о помощи, ведь они были такими же людьми, как и мы, но из-за своей богоугодной жизни сейчас имеют дерзновение пред Господом быть ходатаями за нас, грешных. И в то же время из слов акафиста, например, мы узнаем о жизни того или иного святого, дабы в чем-то подражать ему. Можно и своими словами попросить молитв святых угодников Божиих. Главное – делать это искренне. Обратите внимание: часто тот или иной святой воспринимается настолько близким, что даже обращаемся мы к нему, как к родному человеку, и чувствуем его быструю молитвенную помощь и поддержку. Таким образом, Бог через святых Своих являет нам Свою милость и Свое присутствие в нашей жизни. Надо только научиться это замечать.