Проповеди
Слышим ли мы Бога?
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5,24).
Слушаем ли мы слово Божие, и слышим ли мы Бога? Наверное, для нас это самое трудное преткновение. Потому что мы не хотим слышать Бога, и мы не хотим, чтобы Бог слышал нас. Многие станут возражать и скажут, что они хотят и желают, чтобы Бог их услышал. Но что значит, я хочу, чтобы Бог меня услышал? Это значит, что я не ищу своего места у Бога, а ищу места Богу в моих планах. Поэтому молчание Бога очень часто является нашей реальностью.
Что же означает это молчание неба?
Не слышать Бога можно только в одном случае, если наша душа находится в полумертвом состоянии духовного обморока. Она, словно тело без памяти, без ума и без чувств и не в состоянии вообще ничего воспринимать. Обморок души, мертвенная бесчувственность – наше обычное состояние и причина нашей трагедии.
Пустота и молчание неба – наш страшный добровольный удел. Мы часто не слышим Бога ни в церкви, ни дома, ни на послушании, ни во время молитвы, вообще нигде. Мы даже свыклись с этим молчанием, и считаем, что молчание Бога – это норма. Нас это божественное безмолвие нисколько не удручает, не расстраивает и даже не беспокоит. Мы настолько привыкли к этому молчанию, что порой не понимаем самых простых и громких слов Бога, и ищем Его трансляторов – «особо духовных людей» или «старцев». Они нам все толкуют о том, что говорит Бог. Сами же мы глухи.
Вот, ты стоишь на службе, и что ты слышишь: пение хора, шепот и шуршание народа, возгласы священника? Воспринимаешь ли ты за всем этим глас Божий? Как ты слышишь этот глас? Как ты отвечаешь Богу? Слышишь ли ты вообще Бога? Что же воспринимает душа вместо слов Бога?
А душа без Бога ищет заполнения из других источников. Мы можем заполнить свое сердце различными впечатлениями, сплетнями и бесконечной болтовней. Что угодно годится для того, чтобы заглушить тишину, в которой слышен голос Бога.
Признак души, живущей без Бога, прост и знаком. Это всегдашняя усталость, расслабленность, уныние, тоскливость, страх, боль в душе, безрадостность, поиск внимания к себе и болтливость.
Безбожную душу можно узнать по тому, чем она оживляется, например, по осуждению, которое есть наслаждение видением грехов в другом человеке. Безбожная душа оживляется грехом и радуется пороку, радуется любому суррогату, заменяющему благодать Святого Духа.
Слышать Бога, понимать Бога и принять слово Бога – самое главное в жизни человека. И достичь этого можно только в сердечной тишине. Монах Симеон Афонский говорил, что тишина твоего сердца – это голос Бога, а суета твоего сердца – это голос мира.
Любите и стремитесь к тишине и она успокоит ваш ум и вы услышите голос Божий, который укажет нам путь в жизнь вечную!
Это условие нашего счастья на земле и блаженства на небе!
иеромонах Спиридон (Бирюков)