Таинства

Крещение

Крещение – одно из семи Таинств Церкви – Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. После Крещения человек становится членом Церкви и может принимать участие в других церковных Таинствах. Крещение дарует человеку свободу от тирании дьявола, который не сможет больше против воли нашей властвовать над нами. Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Таинство Крещения не действует автоматически. Без нашей веры и любви, покаяния, без соблюдения заповедей семя вечной жизни не взойдёт, а погибнет в нас.
Крещение дает не гарантию спасения, а лишь открывает путь к нему.
Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.
В случае смертельной опасности и невозможности доставить к человеку православного священнослужителя, Таинство Крещения может совершить мирянин. В таком случае этот православный христианин должен взять святую воду и трижды возлить на крещаемого со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Если человек останется в живых, то Крещение должен довершить священнослужитель.

Исповедь

Исповедь (Таинство Покаяния), по определению Православного Катихизиса, есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Значение Покаяния не в признании себя грешником, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху.
Приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце. Принимает исповедь священник или архиерей. Исповедь – момент встречи человека с Богом, а священник, как он сам говорит людям перед Исповедью, является лишь свидетелем. Священнослужитель в Таинстве Покаяния выступает как свидетель истинности покаяния; – выразитель прощения от имени Бога и духовный наставник.
Покаяние есть отказ от греха, а не только его исповедование.
Во время завершающего Исповедь разрешения от грехов кающийся склоняет свою голову – но не перед священником, а перед иконой или Евангелием, символизирующими невидимое присутствие Христа, Который один только имеет власть оставлять грехи.

Причастие

Причастие (греч. евхаристия – благодарение) есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его любви и благодати. Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Евангелие от Иоанна 6:5). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия. В Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать». Бог сделал человека существом материальным. Вот почему Он использует такие материальные вещи, как хлеб и вино, чтобы вложить в нас новую жизнь. Евхаристия – главное Таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единению с Господом, Богообщению. Евхаристия есть приобщение к любви Божией, ведь любовь выражается в жертве (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин.15:3), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Господь Иисус Христос. Совершение Евхаристии составляет основу главного церковного богослужения – Божественной литургии.

Соборование

Соборование, или Елеосвящение, – одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк. 6, 13; Иак. 5, 14-15). Оно служит благодатным врачеванием душевных и телесных недугов.
Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней. Елей в Таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя.
Для совершения Таинства священника можно пригласить к больному домой. Мнение, что собороваться можно только перед смертью, ошибочно и исходит из католической церковной практики. Оставшееся после Таинства освященное масло, называемое соборным, можно при недугах душевных и телесных с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места.